Не все трейдеры-неудачники ищут легких путей к богатству. Большинство не в состоянии проходить циклы обучения совсем по другой причине, которая почти никогда не осознается. Мы часто говорим о мастерстве, как будто это качество, которым может обладать человек. Один человек — мастер; другой — нет. Такие слова создают впечатление, что мастерство — вещь, которая может кому-то принадлежать. Однако исследования убеждают нас, что мастерство является процессом, занимающим значительное время. Более того, этот
процесс развивается поэтапно, причем каждый новый этап существенно отличается от предыдущего. Действия, нужные для того, чтобы начать движение от ранней фазы мастерства, сильно отличаются от других, необходимых позднее.
Бенджамин Блум из Чикагского университета руководил в 1980-х гг. исследовательским проектом «Развитие таланта», в рамках которого было рассмотрено развитие 120 человек, признанных своими коллегами мастерами мирового класса. Группа состояла из пианистов, скульпторов, математиков, пловцов-олимпийцев, теннисистов и ученых-невропатологов. Этот необычный проект включал интервью с теми, кто достиг выдающихся результатов, их родителями и учителями с целью лучше понять процесс достижения мастерства. Исследователи определили, что на пути к мастерству нужно пройти три этапа об-
учения:
1. Ранняя фаза. В течение этих лет знакомства с новой деятельно-
стью вы погружены в игру и исследование. Вы скорее не работаете,
а развлекаетесь. Все, что вам нужно, — это легкодоступная инфор-
мация, поддержка членов семьи, инструкторов и коллег. Очень ча-
сто ранний успех дает ощущение особенности, которое усиливает
мотивацию и интерес. Критерий выбора учителя на этом этапе
не столько его достижения, сколько способность правильно орга-
низовать обучение, поддержать интерес ученика к новому делу.
Избранная деятельность пока является просто забавой — чем-то,
что вы любите и умеете делать.
2. Средняя фаза. В фазе развития обучающийся концентрируется
на одном или нескольких направлениях с целью достигнуть серьез-
ных результатов. Например, молодой спортсмен, проявивший спо-
собности к нескольким видам спорта в средней школе, в колледже
может сосредоточиться только на одном. Во время этого периода
ученик приобретает много базовых знаний и навыков, так как те-
перь он уже напряженно работает с целью изучить технику, при-
сущую избранной деятельности. На этом этапе очень важна роль
учителя или тренера, оценивающего результативность и структу-
рирующего обучение. Обретение компетентности — и гордости,
которую она приносит, — является важной мотивацией в то время,
когда талантливый человек начинает выделяться среди коллег. Се-
мейная поддержка также крайне важна, а это значит, что ближай-
шие родственники должны приспосабливаться к возрастающим
требованиям к режиму тренировок.
3. Поздняя фаза. Для ограниченного числа людей мастерство стано-
вится главным делом жизни. Целью уже является не компетентность,
а максимальное развитие способностей и навыков. Возникает при-
вычка к самосовершенствованию, часто тренировки проходят под
руководством выдающегося наставника, который специализируется
на работе с лучшими из лучших. Выбранная деятельность к этому
времени становится существенной частью личности, значительную
часть каждого дня занимает интенсивная практика. Цель такой
практики — усвоение сложных навыков, позволяющих превратить
достижение высоких уровней в нечто обыденное. Такие сосредото-
ченные и отнимающие много времени усилия требуют существенной
поддержки со стороны семьи и ближайшего окружения, но главным
стимулом становится к этому времени стремление к совершенству.
Эти стадии замечательно подходят для описания многих жизненных ситуаций. Рассмотрим, к примеру, развитие романтических отношений. Мы начинаем со стадии свиданий, т. е. весело проводим время и знакомимся с другим человеком. Этот процесс поддерживается новизной, возбуждением и чувством особенности. Если все идет хорошо, далее следует промежуточная стадия более серьезных отношений, и только позже эти отношения становятся главным центром жизни, т. е. принимается решение строить семью. Как и при развитии мастерства, то, что начиналось как
развлечение, становится со временем всеобъемлющим обязательством.
Смысл в том что для перехода к поздним фазам требуется сначала пройти через ранние этапы развития. Без обретения компетентности вы не станете мастером. При отсутствии удовольствия на начальном этапе не будет упорства, необходимого для получения навыков.
И самое важное: Путь к высокой результативности не может начаться со стремления к мастерству.
Психология в трейдинге. Бретт Стинбарджер
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий